Главная Контакты В избранное















  • Анчутка

     Опубликовано: 9 сентября 2009  Комментариев: (0)
    СМЕШЛИВАЯ МОЛОДКА

    Жил-был в одной деревне печник, а у него на задворках стояла старая заброшенная баня. Никто к ней и близко не подходил, потому как шла о ней дурная слава: там-де парятся злые духи-анчутки. Но вот однажды печник — разудалый молодец, силач и весельчак — на спор вознамерился в этой бане помыться. Дело было, как водится, вечером, после захода солнца. Истопил он баню, разделся, парку поддал, замочил в горячей воде веничек. А как вытащил, глядь — веник весь в сосульках.

    Охватил тут мужика страх. Кинулся он бежать домой в чем мать родила, бледный весь, зуб на зуб не попадает. Наутро братья пошли за его одеждой, а она разодрана в клочья.

    Асилки

     Опубликовано: 9 сентября 2009  Комментариев: (0)
    КТО ДОБРОСИТ БУЛАВУ ДО НЕБА?

    Незапамятные времена жили на земле асилки. Были они такого громадного роста, что голова отвалится задирать ее и смотреть на них. «Мы выше самых высоких гор!» — хвастались асилки. Никто не знал, откуда они взялись. Еще асилки похвалялись, будто не боги их создали, а сама Мать Сыра Земля родила, то есть еще неведомо, кто старше и главнее: небесные боги или земные асилки.

    — Что нам громовник Перун? — говорили они. — Он мечет свои стрелы с небес на землю, но велика ли сила нужна, чтобы бросать что-то сверху вниз? Вот попробовал бы он швырнуть булаву с земли так, чтобы она долетела до самого неба!

    Аспид

     Опубликовано: 9 сентября 2009  Комментариев: (0)
    Как-то раз прошел по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид, и нету от нее пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит, того клювом склюет, а кого ядом не отравит, того огнем сожжет. Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал:

    — Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу. Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.

    Аука

     Опубликовано: 9 сентября 2009  Комментариев: (0)
    НЕПОСЛУШНИК

    Жил-был один мальчишка, и не было от него спасения ни старому, ни малому. В семье было пятеро детей, но матушка его говорила, что он один десятерых стоит, такой противный. То и дело ноет, вякает, уросит, к себе маменьку зовет, будто дитятко-пеленочник:

    — Уа-а! Уа-а!

    И так с утра до вечера.

    — Да чтобы тебя леший взял! — сказала как-то раз матушка в сердцах, и на другой день малыш исчез.

    Знайте, если не знаете: стоит матери сказать недоброе слово о своем ребенке, сразу же леший, или кикимора, или бес — кто-нибудь из них тут как тут. Мигом схватят проклятое дитя и волокут его к себе в логово, а вместо него обменыша подсунут, своего, значит, не- чистика. Так и на сей раз вышло.

    Баба-яга

     Опубликовано: 9 сентября 2009  Комментариев: (0)
    СВЕТЯЩИЕСЯ ЧЕРЕПА

    Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:

    — Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.

    — Когда же идти? — спросила девушка.

    — Прямо сейчас! — ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. — Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни — там и бабкина изба.

    А на дворе ночь, темно — хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит — забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.

    Бабай

     Опубликовано: 9 сентября 2009  Комментариев: (0)
    ДЕД С МЕШКОМ

    Как-то раз под вечер собирались отец с матерью в гости, а детей никак не могли угомонить. Только вроде уснут — кто-нибудь непременно затеет возиться: то попить ему, то на горшок, то сказку скажи, то песенку спой. Особенно развоевалась младшая дочка. Она и вообще-то баловница была, а тут что-то совсем разошлась. Кончилось дело тем, что попросила водички, да полную кружку на материно нарядное платье и вылила.

    — А чтоб тебя Бабай забрал! — в сердцах бросила матушка и пошла переодеваться. И в ту же минуту дочка соскочила с постели, как была, босая, в одной рубашонке, кинулась бежать из избы.

    Баган

     Опубликовано: 9 сентября 2009  Комментариев: (0)
    Дух—покровитель рогатого домашнего скота. Он охраняет животных от болезней, умножает приплод, а прогневавшись, делает самок бесплодными или убивает едва родившихся ягнят и телят. Это некая разновидность дворового, но менее значительная, ибо тот надзирает за всем вообще хозяйством.

    Белорусы отделяют для Багана в коровьих и овечьих хлевах особое место и ставят ясли с сеном: в них и устраивается на жительство Баган. Сено из этих яслей приобретает целительные свойства, им кормят отелившихся коров и телят.

    Бадняк

     Опубликовано: 9 сентября 2009  Комментариев: (0)
    У многих славянских племен Бадняк — это дух, воплощенный в новогоднем полене, пне или ветке, которые сжигаются в ночь перед Колядою, то есть перед Рождеством. У сербов, например, этот день так и называется — «бадний день». С этим поленом как бы сгорают все беды и болезни, посетившие дом в прошлом году, все злые мысли, все неисполнившиеся желания.

    Южные славяне кормили возожженный на Иванов день чурбан, осыпая его хлебными зернами. При зимнем повороте солнца сербы зажигают в домашней печи дубовый обрубок (бадняк), а в разведенное пламя бросают деньги, сыплют хлебные зерна, муку и соль, льют вино и масло и молят о плодородии в стадах и жатвах и изобилии в доме. Ударяя кочергой по горящему полену, они приговаривают: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз, овец, свиней, ульев, счастья и удачи!» Возжигание бадняка известно и в Черногории, и у болгар, и везде оно сопровождается семейным пиршеством.

    В старину Бадняк вообще считался воплощением старого года — в противоположность Божичу — и уподоблялся змею, обвившему корни мирового древа. Сожжение его означало поражение зла, его уничтожение возродившимся огнем, начало новой жизни.

    Со временем образ Бадняка принял более мирные черты. «Все лучшее впереди», — как бы говорит Бадняк, который представлялся нашим предкам в виде бородатого старичка, весело подмигивающего из костра или очага.
^ Наверх