Главная Контакты В избранное

  • Опрос пользователей

    Любите ли вы читать сказки? (все опросы)

    да
    нет



    Паранормальное

    Кто скрывается за об ...
    Легенды и предания не возникают на пустом месте. В них отражен многовековой народный...
    Собакоголовыелюди: м ...
    Кинокефалы – собакоголовые люди, имеющие голову собаки, волка или шакала. Собакоголо...
    Влад Цепеш (Дракула)
    Если верить преданию, у Дракулы были выпученные глаза. Не исключено, что это — призн...
    Агамемнон. Описание ...
    Агамемнон – знаменитый греческий герой, сын Атрея и Аэропы , внук Пелопса и правнук Т...
    Легендарный Камелот ...
    Как известно сказка – ложь, но используемые в сказках и легендах волшебные (и не толь...
    Посейдон
    Древние греки были замечательными мореходами, и поэтому Посейдон — бог морской стихии...
    Легенда о хризантема ...
    До сих пор спорят о том, Китай или Япония родина хризантем? В обеих странах любят и ...
  • Залом


    АвторАвтор: avto  Опубликовано: 9 сентября 2009  Комментариев: (0)
    «РАССЫПЬСЯ ПЕПЛОМ И ПРАХОМ!»

    Шел Тимоха колосящимся полем ржи. Прикидывая, какой прибыток будет от такого богатого урожая, но вдруг так и похолодел от ужаса. Неподалеку от межи увидел он пучок колосьев на корню, загнутых книзу и перевязанных суровой ниткой.

    — Залом! — прошептал помертвевшими губами. — Проклят будь колдун что покусился на мой хлебушек!.. Ну да ничего, авось старик Антипыч выручит из беды.

    Старик Антипыч известен был в округе тем, что «развязывал» заломы старинным и очень мудреным способом. Он вставал трижды до зари и нашептывал заговоры на воду. Нашептанной водою обрызгивал все поле, а потом уже срезал и сжигал залом. Но сжигал не на землице-матушке, а в ступице изломанного колеса, приговаривая:

    Залом-залом,
    Взвейся над огнем,
    Рассыпься пеплом и прахом,
    Улетай в небеса со страхом!
    Огонь-Сварог очищает,
    Хворобу-болезнь прогоняет!


    Так причитал старик Антипыч, держа ладони обращенными к огню, и не было такого случая, чтобы не спас он хлебушек от колдовских посягательств.

    «Поросенка, не меньше, придется отдать Антипычу за труды великие — это раз, — прикидывал Тимошка, поспешая в родную деревню. — Да мучицы полмешка — это два. Да полдня терять, в Нижнюю Ельцовку за Антипычем едучи, — это три. Но делать нечего — надо скоренько спасть урожай!»

    И он пустился со всех ног бежать среди спелых хлебов.

    -------

    Из растений колдуны всего более вредят хлебу, отлично понимая, что, уничтожая крестьянские поля, они причиняют величайшее несчастие не только отдельным лицам, но целым крестьянским общинам. Чаще всего чародеи прибегают к так называемому залому, или закруткам (иначе «куклы»).

    Залом представляет собой очень спутанный пучок стеблей еще не сжатого хлеба, надломленных в правую и левую сторону, закрученных в узел вместе с золой и присыпанных у корней солью, землей с кладбища, яичной скорлупой и распаренными старыми зернами. Если зола взята из печи одного хозяина, то залом сделан с расчетом нанести вред ему одному, предвещая различные бедствия: пожар, падеж скота и даже смерть. Последствием таких закруток неизбежно является полный неурожай на всем поле.

    Крестьяне убеждены, что если они и успеют предупредить или ослабить козни колдунов на испорченных полосах, то все-таки выросший хлеб не будет «снопаться», то есть его будет расходоваться в семье гораздо больше обычного среднего количества, так что придется раньше времени покупать хлеб на стороне. Сверх того, с зачурованной десятины зерно получается легковесное и по количеству наполовину не сравняется с соседними. Такой хлеб ни один хозяин поля не решится пустить для домашнего потребления, а постарается поскорее продать его на сторону.

    Кроме дурного качества зерна, залом имеет еще ту особенность, что с ним чрезвычайно трудно бороться: что бы ни делали хозяева зачу-рованного поля, как бы ни вырывали и ни жгли залома, но загаданная беда непременно сбудется, если не отслужить молебна с водосвятием и не попросить самого священника вырвать крестом всю закрутку с корнем. Правда, кроме священника, во многих местах хлебородных губерний возлагали еще надежды на опытных стариков и даже на ловких знахарей.

    Кроме заломов, равносильным или едва ли даже не большим несчастием следует считать так называемые прожины (или прорезы). Это не недочет в снопах или в копнах, а та дорожка во ржи в вершок шириною, которая проходит с одного края загона до другого и по которой все колосья срезаны. Срезают их жучки и черви в то время, когда рожь в цвету, и потому, конечно, никаких следов человеческих ног по сторонам никогда не замечается, а, напротив, стенки ржи бывают даже приметно гуще, чем в других местах той же хлебной полосы. Но крестьяне объясняют это явление тем, что колдун, делая прожин, стоит в это время обеими ногами на двух иконах, как на лыжах, и ведет дорожку, как колесо катит.

    Когда опытные хозяева замечают прожин,то зовут священника и подымают иконы, придавая между ними большое значение «Святцам» (иконе Двунадесяти праздников с Воскресеньем в середине). Священник идет по прожину с крестом и кропит по сторонам святою водою.

    Если же эти меры предосторожности не будут приняты, то результаты прожина скажутся, и надежды на урожай не оправдаются: на корню по всему полю рожь как будто бы хороша, то есть соломой велика и зерном прибыльна, но как только сжали ее, привезли на гумно и начали молотить, то сейчас же стали замечать, что вместо пяти или четырех мер с копны вышло лишь по две, а то и по одной чистого зерна.

    Одни при этом толкуют, что затем колдуны и прожин делают, чтобы переливать зерно в свои закрома (пятую часть со всего поля); другие объясняют беспричинною злобою и желанием всем хозяевам полного недорода.

    Поделиться новостью:


    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Яндекс цитирования