Главная Контакты В избранное
  • Опрос пользователей

    Каких авторов сказок вы знаете? (все опросы)

    Братья Гримм
    Ш. Перро
    Дж. К. Роулинг
    А. Линдгрен


    Паранормальное

    Эксперимент Зло или ...
    На днях посмотрел фильм «Эксперимент зло», давно хотел, так как не раз слышал, что ф...
    Глиник – польская ан ...
    Аркадиуш Мязга занимался изучением и исследованием НЛО и аномальных зон в Польше, в ...
    Жизнь и смерть антих ...
    Адсо Дервенский в своем влиятельнейшем трактате «Книжечка об Антихристе» (другое наз...
    Запредельный мир, ко ...
    В определенном доме, чаще всего на окраине, сами собой передвигаются разные предметы...
    Кольца всевластия
    Кольца да перстни в наши дни воспринимаются всего-навсего как украшения. Меж тем, с ...
    Внезапные выходы в а ...
    Покинуть физическую оболочку человек может не только во время обычного сна. Это може...
    Невероятные астральн ...
    Эта интересная и весьма перспективная эзотерическая практика имеет лишь один недоста...
  • Конь

    АвторАвтор: avto  Опубликовано: 9 сентября 2009  Комментариев: (0)
    МУДРЫЕ КОНИ И ЗАМОРЫШЕК

    Жили-были мужик с бабой, а детей у них не было. Раз пошел мужик в лес, видит — в болоте кобыла тонет. На счастье, у него с собой был топор да веревка: нарубил он веток, намостил гать, накинул кобылице веревку на шею и начал тянуть что было сил — лошадка и вылезла на твердую землю. Хотел мужик ее к себе отвести, да она головой мотнула, веревку сбросила и говорит человеческим голосом:

    — Что спас меня, спасибо, но отслужу я не тебе, а младшему сыну твоему.

    — Да нету у меня сыновей, ни младшего, ни старшего, — печально ответил мужик.

    — Сделай, что я скажу, — потом увидишь, что после будет, — ответила кобылица и присоветовала, как поступить.

    Воротясь домой, мужик обошел все дворы, собрал с каждого по яйцу (всего сорок одно яйцо получилось) и посадил на них клушу. Прошло две недели, и из тех яиц народилось сорок крепеньких, здоровых мальчиков, а один не удался — хил да слаб. Стали счастливые родители детям имена давать — всем дали, а последнему не досталось.

    — Ну, — говорят, — зовись же ты Заморышек.

    Росли дети не по дням, а по часам, и вот пошли как-то раз сено косить. Поработали и спать легли, а наутро глядят — ни одного стога нету, только клочья по земле валяются.

    Накосили снова, назначили караульщиков, но тех в полночь сморил беспробудный сон. Тогда Заморышек пошел к кузнецу и попросил сковать ему цепь в руку толщиной да в три человеческих роста длиной. Взял Заморышек цепь и пошел вора стеречь.

    Вот полночь настала — загудела земля, закачались звезды в небесах, всколыхалось сине море, и выскочила из него чудная кобылица. Подбежала к стогам и ну сено поедать. Заморышек подкрался, накинул на нее цепь и вскочил верхом. Стала она седока мыкать, по горам, по долам носить. Нет, не в силах сбить! Остановилась и говорит:

    — Значит, ты и есть стариков младший сын? Пришла пора отслужить тебе. Подбежала к морю, гаркнула-свистнула — и явился на берег сорок один жеребец — конь коня лучше. А кобылица обратно в море ушла.

    Наутро привел Заморышек на отцов двор целый табун и говорит братьям:

    — Ну вот, кони у нас есть, теперь поехали невест себе искать.

    Благословили их отец с матерью, они и отправились. Долго по белу свету ездили, но нигде столько невест не могли найти, чтобы сразу одну свадьбу сыграть. И вот заехали аж за тридевять земель, прямиком к Бабе-Яге. А та обрадовалась:

    — Ну, наконец-то женихи приехали! У меня сорок одна дочь, уже в девках засиделись.

    Глянули братья — да так и ахнули, девки-то одна другой краше! Тут же посватались, тут же и свадьбу сыграли. Пошли спать ложиться, и тут конь Заморышка говорит ему человеческим голосом:

    — Смотри, хозяин, как ляжете с женами спать, наденьте на них свою одежду, а сами в их платья переоденьтесь. Скажите, мол, обычай у вас такой. Да сам-то ночью не спи, в оба глаза гляди. Не то все пропадем!

    Заморышек все братьям обсказал, те поступили по его воле. Ну, уснули молодые, один Заморышек не спит, в оба глаза глядит. В самую полночь Баба-Яга кричит зычным голосом:

    — Слуги мои верные! Рубите незваным гостям головы!

    Прибежали слуги и отрубили головы дочерям Бабы-Яги. Заморышек братьев разбудил, вылезли они в окошко, вскочили верхами — и понеслись прочь отсюда.

    А Баба-Яга глянула утром — и увидала своих дочерей мертвыми. Схватила она свое помело, забралась в ступу — и полетела по небу, клацая зубами: кого поймает — всех до смерти заест!

    И вот уже нагоняет братьев. Тогда конь Заморышка, который последним скакал, топнул копытом — сделалось позади него море такое большое, что глазом не объять. Летела Баба-Яга через море, летела, наконец устала — да и назад вернулась. А добрые молодцы на своих волшебных конях воротились домой, к отцу с матерью.

    А. ПУШКИН. КОНЬ

    «Что ты ржешь, мой конь ретивый,
    Что ты шею опустил,
    Не потряхиваешь гривой,
    Не грызешь своих удил?
    Али я тебя не холю?
    Али ешь овса не вволю?
    Али сбруя не красна?
    Аль поводья не шелковы,
    He серебряны подковы,
    Не злачены стремена?»
    Отвечает конь печальный:
    «Оттого я присмирел,
    Что я слышу топот дальний,
    Трубный звук и пенье стрел;

    Оттого я ржу, что в поле
    УЖ не долго мне гулять,
    Проживать в красе и холе,
    Светлой сбруей щеголять;
    Что уж скоро враг суровый
    Сбрую всю мою возьмет
    И серебряны подковы
    С легких ног моих сдерет;
    Оттого мой дух и ноет,
    Что наместо чепрака
    Кожей он твоей покроет
    Мне вспотевшие бока».


    -------

    С древнейших времен конь считался другом и вещим помощником человека. Он был одинаково детищем Белбога (стихии света) и Чер-нобога (стихии мрака), причем доброму богу посвящался белый конь, а злому — черный. Подобно этому и смена дня ночью представлялась воображению язычников бегом-состязанием двух коней. «Обгонит белый конь — день на дворе, вороная лошадка обскачет — ночь пришла!» — еще и теперь говорят в народе. «Конь вороной через прясла глядит», — можно услышать перед наступлением ночи.

    Во всех славянских сказаниях темная сила представляется выезжающей на черном коне, белая — на белом.

    С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-гро-мовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Ярмлс), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков.

    Солнце, этот небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью, чтобы снова появиться на своем вековечном пути, представлялся язычнику еще и светлокудрым божеством, разъезжающим на золотой колеснице, запряженной парою светоносно-белых огненно-пламенных коней.

    Подводит их ко дворцу Солнца дева Утренняя ларя, уводит дева Вечерняя заря.

    Можно найти и целый ряд сказаний, в которых представляются в образе коня и месяц, и звезды, и ветры буйные, облетающие всю «подсолнечную подселенную» от моря до моря. Даже и тучи, заслоняющие свет солнечный, и быстролетные молнии являются иногда в том же воплощении. «У матушки жеребец — всему миру не сдержать!» — говорит старинная загадка о ветре. Громовой гул представлялся, по народным загадкам, ржанием небесных коней. Русские сказки упоминают о конях-вихрях, о конях-облаках; и те и другие наделяются крыльями.

    Постепенно из возницы пресветлого светила и олицетворения стихий конь превращается в неизменного спутника богатырей — этих ярких и образных воплощений могущества святорусского. Трудно представить богатыря наших былин без его доброго, верного, борзого (быстрого) коня — до того слились, сроднились эти два образа. И уж тут цветистая народная речь не скупится на эпитеты. Вспомним хотя бы описание богатырского скакуна, принадлежащего Дюку Степановичу: «А и конь под ним — как лютый зверь, лютый зверь конь — и бур, и космат. У коня грива на леву сторону до сырой земли. За реку он броду не спрашивает: которая река целая верста пятисотная, он и ее перескочит с берега на берег!»

    Встречаются в былинном и сказочном народном слове рассказы о могучих конях, выводимых богатырями из подземелий, где они стояли в течение целых веков прикованными к скалам. Подбегают кони, провещающие голосом человеческим, к сказочным царевичам и добрым молодцам на распутьях, сами вызываются сослужить им службу верную. И впрямь верною можно назвать эту службу: они не только увозят своего любимого хозяина от лютых ворогов, а и сами их бьют-топчут; не только переносят героя на себе за леса и горы, но и стерегут его сон, приводят его к источникам живой и мертвой воды. В народе до сих пор еще ходят стародавние сказания о выбитых из земли копытами богатырских коней ключах-родниках. Близ Мурома стояла даже и часовня над одним из таких источников, происхождение коего связано в народной памяти с первой богатырской поездкой Ильи Муромца.

    В кругу славянских простонародных сказаний далеко не последнее место принадлежит Коньку-Горбунку, обладающему силой перелетать во мгновение ока со своим седоком в тридевятое царство, в тридесятое государство. Появляется этот конек внезапно, отзываясь на клич: «Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Влезает Иван-дурак ему в одно ухо мужиком-вахлаком, вылезает из другого удалым добрым молодцем. Чудеса творит — всему миру на диво! — хозяин такого Конька-Горбунка добывает все, что ему ни вздумается: и Жар-птицу, и раскрасавицу Царь-девицу, — и конь ему в том верный помощник и спаситель.

    Поэтическое народное слово именует коня «крыльями человека». Ну а крестьянство тоже умеет его оценить по заслугам: «Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник!» — говорится про него.

    Великое множество присловий, поговорок и всевозможных прибауток о коне бытует в народе. Он является воплощением здоровой удали: «Ходит конь конем!» — говорят о человеке бодром, статном. Вера и надежда на него безгранична: «Счастье на коне, бессчастье под конем», «Конь не выдаст — и смерть не возьмет!».

    Множество всяких примет, связанных с этим удивительным существом, разгуливает по Руси: ржет конь — к добру, топает — к дороге, втягивает ноздрями воздух дорожный — дом близко, фыркает в пути — к доброй встрече (или к дождю). Споткнется конь при выезде со двора — лучше воротиться назад, чтобы не вышло какого-нибудь худа; распряжется дорогой — быть беде неминучей.

    Хомут, снятый с потной лошади, является у баб-знахарок лечебным средством: надеть его на болеющего лихорадкой человека — всю хворь как рукой снимет. Вода из недопитого лошадью ведра тоже может облегчать разные болезни, если умыться ею со словом наговорным. Конский череп страшен для нечистой силы. Оттого-то прежде во многих деревнях можно было видеть черепа лошадей, воткнутые на частокол вокруг дворов. Друг-слуга пахаря конь остается верным ему даже и после своей смерти!

    Поделиться новостью:


    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Яндекс цитирования