Главная Контакты В избранное
Чтение RSS Главная страница » Народные сказки и предания » Священные рощи (боголесье)
  • Опрос пользователей

    Какие сказки вам нравятся больше? (все опросы)

    современные сказки
    сказки прошлых веков


    Паранормальное

    Эксперимент Зло или ...
    На днях посмотрел фильм «Эксперимент зло», давно хотел, так как не раз слышал, что ф...
    Глиник – польская ан ...
    Аркадиуш Мязга занимался изучением и исследованием НЛО и аномальных зон в Польше, в ...
    Жизнь и смерть антих ...
    Адсо Дервенский в своем влиятельнейшем трактате «Книжечка об Антихристе» (другое наз...
    Запредельный мир, ко ...
    В определенном доме, чаще всего на окраине, сами собой передвигаются разные предметы...
    Кольца всевластия
    Кольца да перстни в наши дни воспринимаются всего-навсего как украшения. Меж тем, с ...
    Внезапные выходы в а ...
    Покинуть физическую оболочку человек может не только во время обычного сна. Это може...
    Невероятные астральн ...
    Эта интересная и весьма перспективная эзотерическая практика имеет лишь один недоста...
  • Священные рощи (боголесье)

    АвторАвтор: avto  Опубликовано: 8 сентября 2009  Комментариев: (0)
    Один древлянин, за силу и свирепость прозванный Вепрем, из мести поджег ночью двор соседа. Но внезапно подул сильный ветер, и сгорело полсела. На всеобщем сходе юноша Будимир, который гадал той ночью по звездам и видел поджигателя, обличил Вепря в содеянном. Вне себя от ярости, тот выхватил меч, сразил обличителя насмерть и, спасаясь от погони, укрылся в священной роще — Боголесье.

    Ступить под сень Боголесья с оружием в руках — святотатство пострашнее поджога. Но что делать, как покарать злодея? Он воин умелый и злохитрый, легко перебьет хоть полсотни безоружных...

    Окружили древляне рощу и стали думу думать. Наконец изрек верховный волхв:

    — Дети мои! Древляне! Я стану молить святые небесные силы, чтобы они помогли нам расправиться со злодеем. А вы повторяйте за мною.

    И тут он воззвал, простирая руки ввысь:

    — О боги и богини Боголесья, приблизьте злодеянья к небесам!

    Вослед за верховным волхвом все древляне начали умолять богов и богинь свершить праведный суд над преступником и святотатцем, восклицая:

    — О боги и богини Боголесья, приблизьте злодеянья к небесам!

    Время шло. Солнце поднялось к полудню. Иные из древлян уже усомнились в душе, благорасположены ли святые небесные силы к людским моленьям. Но вдруг грянули средь ясного неба удары грома, и в раскатах все ясно расслышали слово:

    — Свершилось!

    Вслед за тем над вершинами дерев Боголесья показался Вепрь, влекомый ввысь незримой властью. Он изрыгал проклятия и грозил то земле, то небу мечом, на котором засохла кровь Будимира.

    И тогда взлетели с луков древлянских сотни стрел и пронзили тело злодея.

    Когда же древляне, оставив мечи и луки на подступах к Боголесью, отыскали в чащобе труп Вепря, тот на глазах вдруг начал истлевать, пока не осталась лишь горстка праха. Развеяли его по ветру и разошлись.

    Настала ночь, а брат убиенного юноши, Громислав, долго еще вглядывался в узоры звездного ковра, вытканного в небесах. И чудились Громиславу в этих узорах лики богов, карающих злодеев и святотатцев.

    -------

    Славяне, живущие в лесах, относились к деревьям с большим почтением, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Рощи и леса почитались местами священными. Почему? Да потому, что их зелень украшала мир, давала кров и пищу нашим предкам, была как бы знаком особенной милости богов к людям. Поэтому и молились в рощах и лесах. Ну а если там еще пробегала вода, это место было особенно удачным для вознесения молитв. Оно называлось Боголесьем. Здесь находились святилища богов, здесь венчали молодых «круг раки-това куста» — то есть обводя их вокруг дерева, как бы замыкая круг жизни (позднее символом этого стало хождение вокруг аналоя и надевание обручального кольца).

    В Боголесьях лежал белый камень, исполнявший в древних богослужениях роль алтаря, на котором приносили жертву кудесники, обитавшие здесь. Одни из них приносили жертвы и совершали требы, а другие предавались размышлениям и молитве. Это было недоступно простым людям. Здесь, как правило, горел неугасимый Перунов костер. Бесконечное уважение, которое питали к кудесникам и святилищам, передавалось и местам обитания — Боголесью. Кроме того, предания о небесных, райских садах с течением времени стали прилагаться к земным лесам и рощам и сообщили им священный характер.

    В одном из таких лесов находился Студенец — священное волшебное озеро древних славян. Оно таилось на необитаемом острове, в густом лесу. Хоть это озеро изобиловало рыбою, никто не смел ни единой выловить, почитая их священными: ослушника ждала суровая кара. Не за добычей приезжали к Студенцу люди, а моля о здравии и плодородии. Они верили, что если бесплодная женщина в нем искупается, то вскорости будет осчастливлена детьми. В Студенце купались во всякую пору, невзирая даже на самый лютый холод, — и были крепки и бодры. Рассказывают, что какая-то молодая женщина из племени невров, весьма злобного и ревнивого нрава, отравила священный Студенец, желая, чтобы у ее соперницы никогда не могло родиться ребенка. Она добилась своего, но со временем начали умирать все женщины, купавшиеся в этом озере. Так и исчезли невры с лица земли, так и заглох волшебный Студенец, но имя его перешло на обычные ключи, источники и ручьи.

    Охранительное отношение к священным рощам сохранилось и с принятием христианства. Считались неприкосновенными рощи и леса, выросшие на церковишах — местах старых церквей. «Все равно — что в церковь залезть, что дерево здесь вырубить», — говорят тамошние жители. Бревна отсюда могут идти лишь на постройку новой церкви. Кое-где считалось, что нарушителя заповедных мест непременно должна убить молния. Рассказывают, что и в наши дни цела некая священная сосна, под которой благочестивые люди ежегодно, во время Пасхальной заутрени, видят горящую пудовую восковую свечу. Сосна эта не поддается никаким человеческим усилиям: даже щепу от нее невозможно отколоть — мечет искры, неисправимо тупит лезвие топора, а тот, кто дерзнет рубить эту сосну, непременно надорвется нутром, начнет чахнуть и вскоре помрет.

    От явления святых икон в ветвях или у корней тех или иных деревьев рощи тоже высоко почитались. В таких местах не дозволялись даже хороводы, сходки или иные развлечения.

    Страхом болезни и смерти оберегались в мире наших предков избранные деревья, отмеченные каким-нибудь чрезвычайным или чудесным событием и признанные священными, а равным образом и те, которых игра природы выделила какими-то отметинами в росте, направлении ветвей, уродливостью ствола, сплетениями корней и прочим.

    Сюда были причислены дуплистые сосны с особенностями в расположении пустот выгнившего нутра, чем при лечении детских болезней пользовались суеверные женщины. В отверстия в дуплах «пронимали», то есть протаскивали несколько раз детей, а иногда пролезали и сами взрослые с одного бока целебного дерева на другой. Врачующей силой обладают и кора такого дерева, и ветки, и листья во всяком виде: настоях, зашитыми в ладанках и т.д.

    Поделиться новостью:


    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Яндекс цитирования