Главная Контакты В избранное
  • Опрос пользователей

    Каких авторов сказок вы знаете? (все опросы)

    Братья Гримм
    Ш. Перро
    Дж. К. Роулинг
    А. Линдгрен


    Паранормальное

    Эксперимент Зло или ...
    На днях посмотрел фильм «Эксперимент зло», давно хотел, так как не раз слышал, что ф...
    Глиник – польская ан ...
    Аркадиуш Мязга занимался изучением и исследованием НЛО и аномальных зон в Польше, в ...
    Жизнь и смерть антих ...
    Адсо Дервенский в своем влиятельнейшем трактате «Книжечка об Антихристе» (другое наз...
    Запредельный мир, ко ...
    В определенном доме, чаще всего на окраине, сами собой передвигаются разные предметы...
    Кольца всевластия
    Кольца да перстни в наши дни воспринимаются всего-навсего как украшения. Меж тем, с ...
    Внезапные выходы в а ...
    Покинуть физическую оболочку человек может не только во время обычного сна. Это може...
    Невероятные астральн ...
    Эта интересная и весьма перспективная эзотерическая практика имеет лишь один недоста...
  • Перун

    АвторАвтор: avto  Опубликовано: 8 сентября 2009  Комментариев: (0)
    Боги велики; но страшен Перун;
    Ужас наводит тяжела стопа,
    Как он, в предшествии молний своих,
    Мраком одеян, вихрями повит,
    Грозные тучи ведет за собой.
    Тупит на облак — огни из-под пят;
    Ризой махнет — побагровеет твердь;
    Взглянет на землю — встрепешет земля;
    Взглянет на море — котлом закипит.
    Клонятся горы былинкой пред ним.
    Страшный! Свой гнев ты от нас отврати!

    Бросив горсть граду во тысячу мер;
    Только ступил, уж за тысячу верст,
    Лишь от пяты его облак зардел;
    Тяжка стопа гул глухой издала.
    Кой море, горы и землю потряс,
    И лишь сверкнуло возкраие риз.

    ...Созижден высоко Перунов гордый храм,
    Он тени распростер далеко по горам:
    Пред ним всегда горит неугасимый пламень,
    При входе утвержден краеугольный камень.
    Сей храм, ужасный храм над Боричевым током,
    Стоял сооружен на холме превысоком;
    Курений восходил перед кумиром дым,
    Запекшаяся кровь видна была пред ним.
    Сей мрачный храм вмещал ужасного кумира,
    На нем златой венец, багровая порфира;
    Извитые в руке перуны он держал,
    Которыми разить во гневе угрожал;
    Златые на челе имел великие роги,
    Серебряную грудь, имел железны ноги;
    Горел рубинами его высокий трон,
    И богом всех богов именовался он!
    Пространный шар земной лица его трепещет.
    Разит перунами, он молниями блещет...
    Убийство на челе, смерть носит на очах.
    Его венец змеи, его одежда — страх!

    А. МУРАВЬЕВ. ХОРЫ ПЕРУНУ

    Владыка сидит на престоле громов,
    В руке его вихрь одичалый.
    Он молнию бросил в пучину валов,
    И море ударило в скалы,
    И волн его песнь от начала веков
    Великому не умолкала.

    Хор дев

    Вокруг громовержца глубокая ночь,
    Светил устрашенных могила.
    Луна — небосклона вечерняя дочь —
    Чело облаками затмила,
    И рушатся звезды сквозь черную ночь,
    Когда бытие им постыло.

    Хор юношей

    Владыка нисходит на землю в громах,
    И дрогнуло сердце природы:
    Завыли пещеры в бездонных горах,
    Эфира обрушились своды,
    Вселенную обвил клубящийся прах,
    И ужасом смолкли народы!

    Жрец

    Хор юношей и дев!
    Владыка бурный мира
    Не хочет защитить священного кумира, —
    Ему падением грозит надменный князь!
    С мольбами к небесам ваш вознесите глас.

    Хор дев

    Перуну отрадно теченье Днепра
    И Киева древние стены!
    В реке отражался лик бурный царя,
    Громами помечены стены;
    Перун не забудет теченье Днепра,
    Забудет ли Киева стены!

    Жрец

    Увы, настанет день — и близок день жестокий!
    Когда заглохнет холм над бездною широкой
    И зарастет к нему давно пробитый след;
    Но прежде я склонюсь под игом тяжких лет.

    Хор юношей

    Кто дерзкий коснется преступной рукой
    Владыки, карателя мира?
    Как бурные тучи багровой грядой
    На край возлегают эфира,
    Мы ляжем костями, могильной стеной
    К подножью кумира!

    Жрец

    Широкого Днепра заплесневеют волны,
    Их вещий стихнет вой...
    Благословенья полный,
    Придет ли славянин мольбою встретить день —
    Промчится в ужасе за ним Перуна тень!

    Хор дев

    К кому обратимся с горючей слезой,
    Бездомные матери, жены?
    Мы ветры насытим ничтожной мольбой,
    Развеются тщетные стоны,
    Когда он заснет над угасшей грозой
    И вихри сорвут его с трона!

    Жрец

    Падет великий град, и запустеют стены,
    Их населят толпы полночных привидений,
    Умолкнет навсегда народов мощный глас, —
    И смертный казнь сию один навлек на нас!

    Хор юношей

    Проснись, громовержец!
    В хранилище туч
    Есть стрелы на казнь преступленья!
    Змеёю пусти свой убийственный луч
    И смертных смири дерзновенья!
    В громаде ль огнями упитанных туч
    Одной не найдешь для отмщенья?

    Жрец

    Хор юношей и дев!
    Моленья прекратите,
    Отчаянье толпы народов укротите!
    К нам милостив Перун: он вашим внял мольбам,
    Спасение пошлет отчаянным сынам!

    Содвинь свои тучи в один океан,
    Клокочущий, бурный, гремящий,
    Сбери с твоих бурь молньеносную дань
    И в свиток вплети их палящий! И ветрам в добычу отдай океан
    И мир, пред погибелью спящий!

    -------

    Перун — грозное славянское божество, сын прабога Неба — Сварога. Молнии были его оружие — меч и стрелы; радуга — его лук; тучи — одежда или борода и кудри; гром — далеко звучащее слово (обычный эпитет Перуна — громовник); ветры и бури — дыхание, дожди — оплодотворяющее семя. Как творец небесного пламени, рождаемого в громах, Перун признается и богом земного огня, принесенного им с небес в дар смертным; как владыка дождевых облаков, издревле уподоблявшихся водным источникам, получает название бога морей и рек, а как верховный распорядитель вихрей и бурь, сопровождающих грозу, — называется богом ветров. Кстати, по белорусским поверьям, в виде хищных птиц летают духи, подвластные Перуну. Разыгравшись в воздухе, они крыльями своими производят стремительные ветры; чем быстрей и сильней взмах их крыльев, тем суровее дуют ветры и разрушительнее действие бури.

    Но с течением времени образ этого бога распался в сознании народном на отдельные божеские лица, и единый владыка грозы раздробился на богов грома и молнии (Перун), огня (Сварожич), воды (Морской царъ) и ветров (Стрибог).

    Перун разъезжает в колеснице на огненных драконах или на крылатом коне; в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук; пущенная им стрела поражает тех, в кого направлена, и производит пожары. Воплощение его — орел.

    Слово Перун восходит к древнейшей эпохе ариев, предков славян. В основе этого слова — название на санскрите молниеносной тучи. Молнию до сих пор кое-где называют перуном. В теплые дни Перун являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце; его силою пробуждалась природа к жизни и как бы вновь создавался прекрасный мир. Молнию в сказаниях называют «перунов ключ» — отверзая тучи, проливая на землю плодотворящий дождь, она как бы отверзает земные тайные кладовые. В то же время этим ключом заговоры «замыкают», то есть ограждают человека от всякого злого чародейства: «Замыкаюся я, раб божий, девяносто позолоченными ключами от колдуна, от колдуницы, от волхвов и от вол-хвин, кину я те девяносто золотых ключей в Океан-море. Никому в Океане-море не бывать и ключей моих не вынимать!» Яркий блеск и громовое потрясание небесных ключей-молний — знамение гневного Перуна, выступающего на вражду с толпами демонов; это поэтическое выражение послужило основой народных примет: нельзя стучать ключами, бросать их на стол, а также нельзя играть с ножом — не то настанут в доме неприязнь и ссоры.

    Истукан сего божества был в Киеве самым почитаемым и имел несколько святилищ. По свидетельствам современников, идол был сделан не из одного вещества: стан вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги же выкованы из железа; в руке держал молнию, которую представляли вместе составленные рубины и карбункулы. Перед ним горел неугасимый пламень, за небрежение коего жрец наказывался смертью, состоящей в сожжении его как врага божества сего. Из посвященных ему вещей были целые леса и рощи, из коих взятие всякого сучка почиталось достойным смерти святотатством. Священное дерево Перуна — дуб, символ крепости и здоровья, иногда его до сих пор так и называют — «перуновым древом». Из дуба в старину наши предки арийцы делали символ солнца — крест с загнутыми концами, солярный символ. В дуб часто втыкали кабаньи клыки и головы, ибо вепрь почитался нашими предками как знак несокрушимой мощи. Капища Перуна были во многих славянских землях, например в Новгороде, где до сих пор известно название Перынь.

    Воинские клятвы славян были скреплены именем Перуна, поскольку он был покровителем княжьим и дружинным (торговые договоры, как правило, были освящены именем Белеса). Находясь на чужбине, воины в честь Перуна втыкали в землю свои боевые мечи, и в этом месте становилось как бы его походное святилище. Во имя бога иногда сходились биться стенка на стенку, причем побежденные вынуждены были раздеваться донага в знак своего поражения.

    В 988 году, когда князь Владимир принял христианскую веру, он повелел истребить все кумиры, и Перун, как важнейший из богов, получил и большее наказание перед прочими богами. В Киеве привязали его к лошадям и тащили по городу до реки, а между тем двенадцать молодых людей били его палками, потом бросили в реку. Однако жрецы его долго бежали по берегу с криками:

    — Выдыбай (то есть выплывай), боже! Выдыоаи.

    Поделиться новостью:


    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Яндекс цитирования