Главная Контакты В избранное

  • Опрос пользователей

    Любите ли вы читать сказки? (все опросы)

    да
    нет



    Паранормальное

    Кто такой бог Гермес ...
    Греческая мифология является богатейшим культурным наследием человечества. Бог Герме...
    Кто скрывается за об ...
    Легенды и предания не возникают на пустом месте. В них отражен многовековой народный...
    Собакоголовыелюди: м ...
    Кинокефалы – собакоголовые люди, имеющие голову собаки, волка или шакала. Собакоголо...
    Влад Цепеш (Дракула)
    Если верить преданию, у Дракулы были выпученные глаза. Не исключено, что это — призн...
    Агамемнон. Описание ...
    Агамемнон – знаменитый греческий герой, сын Атрея и Аэропы , внук Пелопса и правнук Т...
    Легендарный Камелот ...
    Как известно сказка – ложь, но используемые в сказках и легендах волшебные (и не толь...
    Посейдон
    Древние греки были замечательными мореходами, и поэтому Посейдон — бог морской стихии...


  • Масленица


    АвторАвтор: avto  Опубликовано: 8 сентября 2009  Комментариев: (0)
    ПРОВОДЫ ЗИМЫ

    В стародавние времена Карачун, поссорившись с богами небесными, едва не превратил всю землю в мертвое, заснеженное царство. Кое-как с ним поладили и решили, что часть года на земле будут царить сам Карачун и Зима, его верная подруга, а затем придет Весна и начнет вершиться круговорот времен года. Однако когда пришло время дать дорогу Весне, старуха Зима вдруг заупрямилась. УЖ очень не хотелось ей проваливаться в подземное темное царство.

    — Не уйду, — воскликнула она, злорадно гоняя по землю самые студеные, самые свирепые метели из всех, что у нее оставались. — Не уйду, пока меня не почествуют достойными проводами. Но только так, что и сама не знаю как. Да еще хочу, чтобы в каждом доме светило по солнышку.

    Боги призадумались. Зима просила невозможного! Жалко им стало людей: если не ублаготворить разошедшуюся Зиму, она, чего доброго, начнет народ морить холодом и голодом.

    Вдруг светлая Лада радостно воскликнула:

    — Я знаю, что надо сделать!

    Она обернулась птичкой-синичкой и спустилась с небес на землю.

    В назначенное время Зима отправилась на собственные проводы. И не поверила своим глазам: в каждой избе, в каждом доме стоят на столах блюда, на которых стопками лежит что-то круглое, вкусно пахнущее.

    То были блины, печь которые научила людей Лада. И каждый блин светился как солнышко! А люди веселились, плясали, пели песни, вволю пировали, разъезжали в нарядных санях, строили снежные городки и разрушали их — словом, чествовали Зиму вовсю! И называли ее щедрой, хлебосольной, масляной, веселой, честной госпожой.

    Старуха так удивилась, что без спора убралась с земли.

    Пришла Весна, но с тех самых пор люди каждый год провожают Зиму, как бы устраивают по ней щедрые поминки. В честь нового весеннего солнышка пекут масляные блины.

    Но зовется Масленица не только Блинной, но и Оладиной, потому что Лада когда-то научила людей печь не только блины, но и оладьи.

    -------

    Для наших предков Масленица воплощала плодородие — и вместе с тем зиму и смерть.

    Масленице во всю историю России был посвящен особый праздник, когда «честную госпожу» встречают с величальными песнями. Имя Масленицы перенесено на соломенное чучело, облаченное в женскую одежду, с масляным блином или сковородкой в руках. С ним вместе веселятся, катаются с гор и на тройках в течение масленичной недели, а затем сжигают на костре или разрывают в клочки.

    Похороны Масленицы сопровождаются карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным весельем, призывами весны и упоминанием Масленицы в обрядовых песнях-веснянках, где та называется обманщицей (в связи с Великим постом, который в христианские времена наступал сразу после масленичных пир шеств), объедалой, блиноедой: блин, говорят, не клин — брюхо не прорвет!

    На Масленицу совершали обряды, олицетворяющие борьбу Весны с Зимой и поражение злой старухи.

    В субботу сырной недели строили на реках, прудах и в полях снежный город с башнями и воротами — царство Зимы, которое должно пасть под натиском Весны. Играющие вооружаются палками и метлами и разделяются на две стороны: одна защищает город, а другая нападает на него; после упорной схватки врывается в ворота и разрушает укрепления; воеводу, взятого с боя городка, в старину купали в проруби.

    Вечером в воскресенье (последний день Масленицы, называемый ее проводами) поселяне выносили из своих дворов по снопу соломы и, сложив их на окраине деревни, сжигали при радостных криках и песнях собравшегося народа: это называлось сожжением Масленицы.

    Был еще обычай сжигать в Прощеное воскресенье ледяную гору, для чего собирают по дворам хворост, щепки, худые кадки, ненужное старье, складывают все это на ледяной горе, а затем разводят костер — символ весеннего солнца, яркие лучи коего растапливают снежные покровы зимы.

    Таким образом, олицетворяя в празднестве древних богов, заправляющих сменою годовых времен, народ встречу Весны назвал встречей Масленицы, а изгнание Зимы — сожжением Масленицы и ее проводами. В самом деле, ведь пробуждение природы от зимнего сна и возрождение к новой жизни осуществляется одновременно.

    В самые старые времена это был праздник богини Лады. В эту пору в честь Лады старались весело свести между собой старых девок или холостяков, ободряли нерешительных, а если это происходило по злой воле или скупости родителей, к таким домам подносили зеленое от старости бревно, показывая, что ум старческий замшел и мешает жить молодым.

    Веснянки, которые заводили на прощанье с Масленицей, были славословиями Лады, потому что именно она велела Весне явиться на землю.

    Схожий с Масленицей персонаж других народов — карнавал.

    Поделиться новостью:


    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Яндекс цитирования
^ Наверх