Главная Контакты В избранное
  • Опрос пользователей

    Каких авторов сказок вы знаете? (все опросы)

    Братья Гримм
    Ш. Перро
    Дж. К. Роулинг
    А. Линдгрен


    Паранормальное

    Эксперимент Зло или ...
    На днях посмотрел фильм «Эксперимент зло», давно хотел, так как не раз слышал, что ф...
    Глиник – польская ан ...
    Аркадиуш Мязга занимался изучением и исследованием НЛО и аномальных зон в Польше, в ...
    Жизнь и смерть антих ...
    Адсо Дервенский в своем влиятельнейшем трактате «Книжечка об Антихристе» (другое наз...
    Запредельный мир, ко ...
    В определенном доме, чаще всего на окраине, сами собой передвигаются разные предметы...
    Кольца всевластия
    Кольца да перстни в наши дни воспринимаются всего-навсего как украшения. Меж тем, с ...
    Внезапные выходы в а ...
    Покинуть физическую оболочку человек может не только во время обычного сна. Это може...
    Невероятные астральн ...
    Эта интересная и весьма перспективная эзотерическая практика имеет лишь один недоста...
  • Цари и царицы

    АвторАвтор: avto  Опубликовано: 8 сентября 2009  Комментариев: (0)
    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь Картаус с царицею, и было у царя на службе двенадцать богатырей. У одного из них родился сын Ерус-лан, а когда он подрос и вошел в силу, житья от него людям не стало. Как схватит кого за руку — руки нет, схватит за ногу — ноги нет, а слегка ударит кого — тот упадет и не дышит. Внял царь жалобам своих подданных и повелел Еруслану убираться из царства на все четыре стороны.

    Много земель объехал богатырь, много подвигов ратных свершил, но вот встретился ему в чистом поле калека-старик и говорит:

    — Стой, Еруслан! Едешь ты на коне ретивом, а не знаешь: едва ты покинул нас, как подошел к нашей земле Царь Огненный Щит-Пламенное Копье с несметным воинством. Всю нашу рать перебил, матушку твою лютой смерти предал, а царю и его двенадцати богатырям глаза выколол, бросил всех в темницу.

    Выслушал Еруслан старика и спрашивает:

    — Скажи, отче, где раздобыть живой воды, коя исцеляет и заживляет все раны и язвы?

    — Ох, далеко надо ехать, за тридевять земель, в тридевятое царство. Там у Царя Огненного Щита-Пламенного Копья, который в огне не горит и в воде не тонет, есть источник живой воды. Но чтобы победить того царя, нужен волшебный меч-кладенец, а добыть его невозможно.

    — Эх, двум смертям не бывать, а одной не миновать! — вскричал богатырь и пустил коня вскачь. Долго ли ехал, коротко ли, а добрался до заповедных лугов Огненного Щита-Пламенного Копья.

    Дело было осенью. Вышла луна, поле осветила. Стоит в поле холм и колышется, будто дышит. Подъехал ближе Еруслан, а пред ним голова богатырская.

    — Скажи, воин, чей ты сын, откуда, куда и зачем путь держишь? — спрашивает голова. Рассказал Еруслан, кто он и куда едет. Тут голова и говорит:

    — Меня зовут Рослан-бей, я тоже богатырь. В былые времена меж глаз моих калена стрела помещалась, меж лопаток — косая сажень. Но однажды Царь Огненный Щит-Пламенное Копье пришел в мое царство, города разрушил, людей в полон взял. Меня в ту пору дома не было, воротился — все разорено. Хотел пойти на насильника войною, но брат мой Карло Черномор, маленький-маленький такой, с бородою предлинной — ее ни одна бритва, ни один нож, ни один топор не берет! — мне и говорит: «Огненного Щита ничем не возьмешь, кроме меча-кладенца. Добыть сей меч можно лишь на острове Буяне, что морем окружен. Лежит он там под столетним дубом». Добрались мы с Черномором до острова Буяна, раскачал я столетний дуб, добыл себе меч-кладенец и пошел войной на обидчика. Сошлись наши рати в чистом поле, стали мы с Огненным Щитом единоборствовать. Тут я ему голову и снес.

    Только меч опустил, подбегают его богатыри и кричат: «Руби-секи еще разок, не то оживет!» Размахнулся я, рассек его тулово пополам... а он возьми да и оживи. Нарочно его богатыри меня подзуживали, знали, что господин их — злой колдун. Навалились они на меня всем скопом — тут уж и моя головушка с плеч покатилась. Под ней-то после битвы и спрятал волшебный меч-кладенец мой брат Черномор. Вдохнул он чародейным снадобьем жизнь в мою голову, но никому не велел о том кладенце говорить, не то немедля испущу последний дух... Но тебе, богатырь Еруслан, я меч-кладенец отдам. Отомсти за меня злодею Пламенному Копью, тому, что ездит на восьминогом коне. Но запомни: сразив его одним ударом, вдругорядь не бей!

    Голова приподнялась, Еруслан забрал меч-кладенец, пристегнул к поясу, закрыл глаза богатырю Рослан-бею, когда тот испустил дух последний, и выехал на заповедные луга. Увидал его Царь Огненный Щит-Пламенное Копье, закричал громким голосом:

    — Как смеешь ты, невежа, скакать в моих заповедных лугах?! Взгляни, сколько голов таких храбрецов на частоколе моем понатыкано? Девяносто девять, а твоя будет сотая.

    Сшиблись они в единоборстве. Еруслан как махнул мечом справа-налево — у Огненного Щита голова с плеч долой. Подбегают тут царевы богатыри, кричат:

    — Руби, секи еше разок, не то оживет!

    — Хватит с него! — отвечал богатырь. — Никогда ему не встать, не подняться!

    Расчистил себе дорогу мечом среди вражьего воинства, доехал до источника живой воды, набрал сколько надо было и отправился обратно домой. Спустился в темницу, намазал глаза у всех узников живой водой и вывел страдальцев на белый свет. Ликует народ, просит Еруслана стать их царем, но не поддался богатырь на уговоры, а сказал:

    — Как и прежде, будет над вами царствовать Картаус. Я же опять отъеду во чистое поле искать свою богатырскую долю. Пусть знают насильники и злодеи: мой меч — их голова с плеч!

    -------

    В славянских преданиях все земные и водные пространства управлялись своими владыками — царями и царицами, которым подчиняются более мелкие духи. Например, Свято-бору, лесному царю, подвластны лешие и другие существа, обитающие в лесах, но леший — тоже маленький царек в своем собственном лесу. Морскому царю подчинены все водяные, при том, что каждый из них еще царь своей реки, а Стерляжий царь — господин над всей стерлядью. Подземное царство подчинено Нияну, Озе-му и Сумерле, Пекло — Пекленцу, ад — Сатане и т. д. Царем зимы считался Мороз, молниями и грозами в сказаниях повелевают Царь Огонь и Царица Молоньица.

    К повелителям разных сфер обращались в заговорах, чтобы усилить их действие. «Есть озеро железное, есть царь железный. И тот царь имеет власть и защищает от всякого железа меня», — говорится в заговоре против гибели от оружия.

    Часто описывается в сказках и легендах змеиный царь, властитель всех земных и подземных сокровищ и тайн, обладатель золотых чудодей-ных рожек. Змеиной царицей признавали белую змею, которая способна наделить человека даром всеведения. Царь птиц — орел — постоянный герой многих сказаний.

    Согласно магическим законам, вкушение плоти царя — птиц ли, змей, растений и т. п. — сообщает человеку необыкновенную силу. Око орла спасает во всех житейских неприятностях, перо правильное из его правого крыла помогает женщине разрешиться при трудных родах. Корень Симтарин-травы — царя трав! — помогает в любовных делах лучше любых других средств, излечивает бесплодие.

    Сказания русские наполнены также очеловеченными персонажами, воплощающими образы стихий и даже времени. Например, Царь-Горох — сказочное существо, обозначающее незапамятную старину. «То было при царе Горохе, когда людишек было крохи», — говорят в народе.

    Необычайный персонаж — Царь Огненный Щит-Пламенное Копье. Под именем грозного царя было выведено, конечно, древнее божество грозового, облачного неба, которое живет за теплыми морями — дождевыми тучами. Молния — его пламенное копье, солнце — его огненный щит.

    Старинная сказка про Еруслана легла в основу гениальной поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

    Поделиться новостью:


    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Яндекс цитирования